Нужны ли Харькову трамваи?

Скоро Харьков может полностью лишится трамваев. Фото автора.

Скоро Харьков может полностью лишится трамваев. Фото автора.

Транспорт и инфраструктура
15 декабря 2010 17:34
Автор: Юлия Зинченко

Занести коляску в маршрутку невозможно

В Харькове остается все меньше трамвайных линий - их планомерно убирают городские власти, стараясь таким образом разгрузить узкие места дорог. Не так давно исчезли рельсы на Клочковской в районе Бурсацкого спуска, под демонтаж попали и пути возле Центрального рынка. Многим харьковчанам эта тенденция отнюдь не нравится. К примеру, сайт международной программы "Петиции в действии" уже собрал сотни подписей в защиту харьковского трамвая. Люди требуют остановить уничтожение путей, наложить 10-летний мораторий на это и приступить к ремонту полотна, пишет kp.ua.
 

- Когда с Пушкинской убрали трамвай, мамочки, которые жили в начале улицы очень долго возмущались, - рассказывает жительница района Надежда. - Дело в том, что в конце улицы находится молочная кухня. Раньше они подъезжали на трамвае, а когда рельсы убрали, стали вынуждены ходить пешком.
 

Оказывается, занести в трамвай коляску гораздо легче, чем в автобус, а в маршрутку - вообще невозможно.
 

- Раньше мы могли подъехать в парк на трамвае, а сейчас иной раз отказываемся от этого, потому что идти далеко, а в маршрутку не зайдешь, - продолжает Надежда.
 

Против того, чтобы трамвай пропал из жизни харьковчан, и специалисты. По их мнению, это может привести к тому, что город превратится в сплошную пробку, а загазованность станет нормой.
 

- Трамвай нужен любому цивилизованному европейскому городу, тем более Харькову, - уверен преподаватель кафедры электрического транспорта национальной академии городского хозяйства Артем Сосипатров. - Люди половину жизни проводят в автомобилях, теряют время, задыхаются от выхлопных газов. Был такой пример в Лос-Анджелесе в 1970-е годы. Там вообще не было общественного транспорта, в результате 70% городской земли оказалось занято дорожной инфраструктурой и тем, что связано с обслуживанием автомобилей - развязками, заправками, СТО. Поэтому в Лос-Анджелесе в 1970-е начали активно развивать метро, трамвай и другие виды общественного транспорта.

Убирая рельсы, пробки не разгрузишь

Однако в соответствии с Генпланом города около 23 км трамвайных путей в центре Харькова предполагается демонтировать. Сейчас убирают рельсы у Бурсацкого спуска, где ходили "семерка" и "двойка". В мэрии уточняют, что трамваи больше не появятся на отрезках ул. Клочковской (от Полтавского Шляха до Бурсацкого спуска) и ул. Пискуновской, идущей вдоль Центрального рынка (рельсы снимут на участке от Бурсацкого спуска до пер. Пискуновского). Как объясняют, снять рельсы решили по двум причинам: чтобы повысить безопасность движения в центре и уменьшить пробки. Кроме того, признаются, что на указанных участках предельно изношены трамвайные пути и контактная сеть.
 

- После Клочковской и Благовещенского базара придет очередь Полтавского Шляха - от центра до ул. Маршала Конева - и Университетской - от "Зірки" и до Гольдберовской церкви, а затем Московского проспекта - от "Советской" до площади Восстания, - говорит Артем Сосипатров. - Поговаривают также о том, чтобы к Евро-2012 ликвидировать трамвай на Плехановской.
 

Однако опыт улицы Пушкинской, где трамвай убрали, чтобы разгрузить проезжую часть от пробок, доказывает, что это неверный путь решения вопроса.
 

- Трамвай демонтировали, а путь стал еще хуже, потому что со всех сторон стали парковаться авто, которые мешают другим автомобилистам ехать, - говорит Сосипатров.
 

Специалисты рассказывают о новых технологиях "бархатного" пути, по которым кладут рельсы и которые широко используются во Львове и Одессе.
 

- Путь нужно полностью менять, - уверен Валерий Гук, профессор кафедры урбанистики университета строительства и архитектуры. - Он должен быть совершенно другой конструкции - чистый и бесшумный. А у нас шпалы во многих местах, пути до сих пор деревянные. 20 см асфальтобетона вместе с резиной, сверху щебень, а потом бетонная плита толщиной 12 - 15 см, в которую монтируются рельсы - вот такие сегодня технологии. Эти технологии называют "бархатный" путь - из-за того, что он практически бесшумный. Водителям трамваев приходится сигналить, чтобы обратить на себя внимание пешеходов.
 

Специалисты говорят, что трамвай обладает наибольшей провозной способностью, помимо метрополитена, но он дешевле подземки в строительстве, а значит выгоднее. Заменить один километр рельсов, по данным Гука, стоит 8 млн долларов.

Мнение вагоновожатого

Работать без кондукторов очень сложно

Водители трамвая в последнее время ходят на работу без настроения. Причем причины такого пессимизма - не только в проблемах с зарплатой, которую продолжают задерживать.
 

- За последнее время у нас ухудшилось все, - говорит водитель 27-го трамвая (традиционно, общаясь с журналистами, водители и кондукторы просят не называть их имен). - Во-первых, у нас очень много пенсионеров, которых мы возим бесплатно. А платежеспособные граждане предпочитают ездить на маршрутках, потому что это и быстрее, и комфортнее.
 

Водители жалуются, что приходится работать без кондукторов, которых на предприятии остается все меньше.
 

- Такая ситуация сложилась из-за того, что людей очень сильно наказывают за невыполненный план, - рассказывает наш собеседник. - Несправедливо. У меня бывает, что я работаю в 4,50 утра, а кто в такое время едет? Заходят человека 3 - 4. При том, что план - 85 гривен в час. Потом нагнать - нереально. Обратно я везу весь завод им. Шевченко, который тоже никогда не платит, потому что у них проездные билеты. И я продаю 50 - 60 билетов - это потолок.
 

А водителям быть одновременно еще и кондукторами очень сложно. Ведь внимание рассеивается, а так и до несчастного случая недалеко.

Кстати

Ездить опасно?

Водители утверждают, что многие заявки о поломках вагонов, котороые они оставляют, остаются без внимания.
- Я всегда сообщаю о поломке, если вижу, - рассказывает водитель 27-го трамвая. - У меня на маршруте очень сильно трясло возле поликлиники (пересечение ул. 1-й Конной Армии и ул. Октябрьской Революции — Ред.), и я заявку подавал неоднократно. Предупреждал, что если так будет и дальше, кто-нибудь обязательно заедет в магазин, который там рядом. Но никто ничего не делал, пока как-то "тройка" не сошла, второй вагон чуть в магазин не угодил.
И как тут не вспомнить громкую историю, когда "слетевший с катушек" трамвай протаранил 10 машин на мосту на ул. Плехановской.

Подробности

Хроника исчезновения рельсов

- Начало 1990-х - "ГЭТ" столкнулся с первой проблемой: не нашлось денег на укладку снятого незадолго до этого трамвайного полотна по ул. Клочковской от Бурсацкого спуска до Рогатинского проезда.
- 1999-й - Демонтировали трамвайные линии на ул. Петровского и Мироносицкой, Московскому проспекту - от ул. Морозова до станции метро "Им. А. Масельского" (тогда - "Индустриальной").
- 2005-й - Исчезла линия на Харьковской набережной и улице Шевченко.
- 2009-й - Убрали рельсы с ул. Пушкинской.
- Ноябрь 2010-го - Демонтированы трамвайные пути на ул. Клочковской от Пролетарской площади до Бурсацкого спуска, процесс продолжается у Центрального рынка. 

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях